Останутся люди, управляющие роботами, пока роботам не надоест, что ими управляют. |
|
"Проблема в том, что подход не считается научным, пока его таковым не признает "научная общественность". Научная истина – не предмет объективного обсуждения, а нечто, подлежащее оценке академических кругов. В таком случае, научное сообщество несомненно можно подозревать в склонности к политической или научной моде. Учитывая это, с модными идеями мы должны обращаться очень осторожно. Те, кто "творят" истину, сами ее и "оценивают" - судят о ее истинности. В научном мире не существует разделения властей" (Томаш Седлачек "Экономика добра и зла").
С учетом изложенного невозможно выявить принципиального отличия научных методов от религиозных культовых практик, хотя справедливости ради стоит отметить, что последние иногда работают.
Классической иллюстрацией является "снятие порчи", наведенной Аполлоном посредством жреца "непорочного Христа" на греков-данаев (Гомер. Илиада. Песнь первая. Язва. Гнев). Напомним, что причиной божественного гнева, и, как следствием, "моровой язвы" стала алчность верховного главнокомандующего объединенного воинского контингента, "пожирателя народа" Агамемнона.
Он отказался вернуть жрецу Аполлона похищенную дочь, поступившую в его личную казну в качестве добычи. В итоге греков спасло деятельное раскаяние и гекатомба, принесенная по всем правилам "науки жертвоприношения". Пандемия отступила.
В интересах истины должно заметить, что молодая наука иммунология развивается буйными темпами. Практически ежедневно возникают новые знания – сплав трудного опыта и божественных озарений, диалектически отрицая вчерашние отрицания. Привитые не болеют. Болеют, но в легкой форме. Болеют, но не умирают. Умирают, но безболезненно. А главное – с чувством выполненного долга.
А все-таки способны ли доморощенные фармазоны* искренне желать здоровья "перекатной голи" до сих пор еще каким-то чудом худо-бедно населяющей РФ?
До сих пор нищали-вымирали под чутким руководством партии и правительства, а тут вдруг стали предметом тотальной заботы.
Не надо дискуссии. Не надо про пенсионную реформу. Просто молча вспомните-вглядитесь в лики, приравненные к святым. Голикова, Ракова, Попова, Собянин, Гинцбург и т.п.
Тихо приветствую мудрость любезной природы —
Ловкой рукою она ярлыки налепляет:
Даже слепой различит, что серна, свинья и гиена
Так и должны быть – серной, свиньей и гиеной.
(Саша Черный. Подражание древним)
А может, они независимо от наличия-отсутствия личных добродетелей и даже руководствуясь исключительно корыстными интересами, тем не менее служат общему благу?
Как утверждал Мандевиль (и не он один), чем больше порока, тем больше материала он дает для генерирования общего блага (см. его фундаментальный труд "Басня о пчелах, или Пороки частных лиц - блага для общества").**
В мире якобы действует так называемая "невидимая рука" рынка, которая все организует в интересах общества в целом (та самая рука, которая опустошила карманы 90% россиян).
По поводу общего блага, это приблизительно верно в отношении начальных стадий капитализма. Как правильно заметил Маяковский.
"Капитализм
в молодые года
был ничего,
деловой парнишка:
первый работал –
не боялся тогда,
что у него
от работ
засалится манишка".
Местечковые капиталисты столь долго специализировались исключительно на производстве личной прибыли, что ничего общественно полезного сделать в принципе не способны. Над ними тяготеет проклятие Мидаса, который к чему бы не прикасался, все обращал в … золото, а его, как известно, нельзя употреблять в пищу, и как лекарственное средство оно не всегда эффективно.
Так вот, если допустить, что какой-то не от мира сего ученый действительно изобрел вакцину-панацею, "средство Макропулоса" для жизни вечной, то в чистых руках наших фармацевтов оно неминуемо превратится в субстанцию, лишенную целительных свойств.
Кроме того, сейчас прогресс технологий во имя "общего блага" требует практической реализации лозунга отчима современной экономической теории - Кейнса, который считал, что достижение "экономического блаженства" прежде всего зависит от "нашей способности контролировать численность населения" (Кейнс Дж.М. Экономические возможности наших внуков).
Сегодня, когда человек становится технологически излишним в цепочке создания потребительской стоимости, не такими уж фантастическими выглядят столетней давности фантазии Карела Чапека, с легкого языка которого впервые слетело словечко "робот".
"Домин (читает). "Роботы всего мира! Мы, первая организация "РОССУМСКИХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ РОБОТОВ", провозглашаем человека врагом естества и объявляем его вне закона!" Дьявол, откуда у них такие выражения?
Галль. Читайте дальше.
Домин. Чепуха какая-то. Они пишут, будто стоят на более высокой ступени развития, чем человек. Будто они обладают более развитым интеллектом и большей силой. Будто человек паразитирует на них. Просто чудовищно!
Фабри. А теперь – третий абзац.
Домин (читает). "Роботы всего мира, приказываем вам истребить человечество. Не щадите мужчин. Не щадите женщин. Сохраняйте в целости заводы, пути сообщения, машины, шахты и сырье. Остальное уничтожьте. А потом возобновляйте работу. Работа не должна прекращаться"
Галль. Это ужасно!
Галлемайер. Вот мерзавцы!
Домин (читает). "Исполнить тотчас по получении приказа" Дальше – подробные инструкции. И это действительно осуществляется, Фабри?"
(Чапек К. Rossum’s Universal Robot. Коллективная драма в трех действиях со вступительной комедией).
* Фармазон – употребляется в исконном смысле "фармацевт", а не в вульгарной трактовке как искаженное от "франкмасон".
** "До сих пор я даже не мог себе представить, что в мире могла бы появиться книга, равная по подлости трудам Макиавелли. Мандевиль, однако, его далеко превзошел". Джон Уэсли