Общество
31 АВГ. 2021 | 11:33
Мэрская неожиданность или искусство наложения

"Срут они на Германию": Бертольд Брехт - "Поезд услуг". Стихотворение посвящено высшим партийным и государственным функционерам нацистской, естественно, Германии.

Скульптура "Глина N 4". Люминий не пахнет?

Собянин сходил по большому. Установленная им скульптурная композиция "Глина №4" символизирует его искреннее отношение к Москве, москвичам и России в целом. Это, конечно, искусство "высокой кухни". Эстетика бьет в нос. Правда знатоки подобного жанра отмечают некую вторичность композиции, ссылаясь, в частности, на развернутый "комикс" Херлуфа Бидструпа "Шедевр".

Херлуф Битструп. "Шедевр".
Херлуф Битструп. "Шедевр".

Кроме того, если припомнить, что на тюремном лексиконе "глина" означает "экскремент", следует считать мэра окончательно зашкваренным и к погонялу "Олень" необходимо прибавка-коррекция. В этой монументальной истории смущает один моментик. Накануне комика Мирзализаде отлучили от России за "шутку" о "любви русских к фекалиям". Означает ли, что Собянина, сделавшего гораздо более крутую вещь, депортируют в тундру?

Мэрсобянин. Из грязи да в " глину".
Мэрсобянин. Из грязи да в " глину".

Закончим, как и начали, Бертольдом Брехтом "Баллада об одобрении мира" (это он опять про нацистскую Германию, если что).

Пусть я не прав, но я в рассудке здравом.
Они мне нынче свой открыли мир.
Я перст увидел. Был тот перст кровавым.
Я поспешил сказать, что этот мир мне мил.

Дубинка надо мной. Куда от мира деться?
Он день и ночь со мной, и понял я тогда,
Что мясники, как мясники — умельцы.
И на вопрос: "Ты рад?" — я вяло вякнул: "Да".

Трус лучше мертвеца, а храбрым быть опасно.
И стал я это "да" твердить всему и вся.
Ведь я боялся в руки им попасться,
И одобрял все то, что одобрять нельзя.

Когда народу не хватало хлеба,
А юнкер цены был удвоить рад,
Я правдолюбцам объяснял без гнева:
Хороший хлеб, хотя дороговат.

Когда с работы гнали фабриканты
Двоих из трех, я говорил тем двум:
Просите фабрикантов деликатно,
Ведь в экономике я — ни бум-бум!

Планировали войны генералы.
Их все боялись — и не от добра
Кричал я генералу с тротуара:
"Техническому гению — ура!"

Избранника, который подлой басней
На выборах голодных обольщал,
Я защищал: оратор он прекрасный,
Его беда, что много обещал…

Чиновников, которых съела плесень,
Чей сброд возил дерьмо, дерьмом разил,
И нас давил налогами, как прессом,
Я защищал, прибавки им просил.

И не расстраивал я полицейских,
Господ судейских тоже я берег,
Для рук их честных, лишь от крови мерзких,
С охотой я протягивал платок.

Суд собственность хранит, и обожаю
Наш суд кровавый, чту судейский сан,
И судей потому не обижаю,
Что сам не знаю, что скрываю сам.

Судейские, сказал я, непреклонны,
Таких нет денег и таких нет сил,
Чтоб их заставить соблюдать законы.
"Не это ль неподкупность?" — я спросил.

Вот хулиганы женщин избивают.
Но, погодите: у хулиганья
Резиновых дубинок не бывает,
Тогда — пардон — прошу прощенья я.

Полиция нас бережет от нищих,
И не дает покоя беднякам.
За службу, что несет она отлично,
Последнюю рубашку ей отдам.

Теперь, когда я донага разделся,
Надеюсь, что ко мне претензий нет,
Хоть сам принадлежу к таким умельцам,
Что ложь разводят на столбцах газет,

К газетчикам. Для них кровь жертв — лишь колер.
Они твердят: убийцы не убили.
А я протягиваю свежий номер.
Читайте, говорю, учитесь стилю,

Волшебною горой почтил нас автор.
Все славно, что писал он (ради денег),
Зато (бесплатно) утаил он правду.
Я говорю; он слеп, но не мошенник.

Торговец рыбой говорит прохожим:
Вонь не от рыбы, сам он, мол, гниет.
Подлаживаюсь я к нему. Быть может,
И на меня охотников найдет.

Изъеденному люэсом уроду,
Купившему девчонку за гроши,
За то, что женщине дает работу,
С опаской руку жму, но от души.

Когда выбрасывает бедных
Врач, как рыбак — плотву, молчу.
Ведь без врача не обойтись мне,
Уж лучше не перечить мне врачу.

Пустившего конвейер инженера,
А также всех рабочих на износ, —
Хвалю. Кричу: техническая эра!
Победа духа мне мила до слез!

Учителя и розгою, и палкой
Весь разум выбивают из детей,
А утешаются зарплатой жалкой,
И незачем ругать учителей.

Подростки, точно дети низкорослы,
Но старики — по речи и уму.
А почему несчастны так подростки
Отвечу я: не знаю почему.

Профессора пускаются в витийство,
Чтоб обелить заказчиков своих,
Твердят о кризисах — не об убийствах.
Такими в общем представлял я их.

Науку, что нам знанья умножает,
Но умножает горе и беду,
Как церковь чту, а церковь уважаю
За то, что умножает темноту.

Но хватит! Что ругать их преподобья?
Через войну и смерть несет их рать
Любовь к загробной жизни. С той любовью,
Конечно, проще будет помирать.

Здесь в славе бог и ростовщик сравнялись.
"А где господь?" — вопит нужда окрест.
И тычет пастор в небо жирный палец,
Я соглашаюсь: "Да, там что-то есть".

Седлоголовые Георга Гросса
Грозятся мир пустить в небытие,
Всем глотки перерезав. Их угроза
Встречает одобрение мое.

Убийцу видел я и видел жертву.
Я трусом стал, но жалость не извел.
И, видя, как убийца жертву ищет
Кричал: "Я одобряю произвол!"

Как дюжи эти мясники и ражи.
Они идут — им только волю дай!
Хочу им крикнуть: стойте! Но на страже
Мой страх, и вдруг я восклицаю: "Хайль!"

Не по душе мне низость, но сейчас
В своем искусстве я бескрыл и сир,
И в грязный мир я сам добавил грязь
Тем самым, что одобрил грязный мир.