Общество
23 НОЯ. 2022 | 13:15
Родная речь Шукшина

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах РФ – ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык Шукшина!

1943 год. Солдат вернулся с фронта в родную деревню. Фотохроника, архив.

Ну, дальше вы знаете... "Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что творится дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!"

Читая Шукшина, физически ощущаешь, что нельзя верить.

Когда Тургенев говорит, что язык – опора, это не метафора, это буквально. Заметьте, "ни Бог, ни царь и не герой", а именно язык - опора. Тургенев, очевидно, ощущал, что язык есть "производительная сила", создающая, творящая все явления (и Слово было Бог).

Слово, речь – это опора, основание. Ось вращения бытия. И власть. Вспомните Речь Посполитая. Речь – это дело, власть. Это потом оно перешло в латинский, в Республику (не наоборот!). Власть – это волость, воля. То, что длится. Это пространство, протяженность. Признак существования чего-либо проявленного. Сущность явления вообще.

"Сущий в ней язык". Язык - это народ. Исковеркайте язык, речь, слово, и вы угробите народ.

Солдат вернулся с фронта домой. С поезда сошел на платформу.

"Это сошел Николай Егоров… Видно как он остановился в недоумении… постоял… И пошел к женщине. Подошел. Женщина обняла воина… Вытерла полушалком глаза. И что-то сказала. Да такое что-то сказала, отчего Николай Егоров, ходивший в атаки впереди своей роты, бравший огневые высоты, выронил из руки чемодан и сел, как от удара, на асфальт перрона. И уронил голову на единственную руку.

- Вот… - с горечью сказал седой в штатском во врачебном вагоне.

- Обычная история: пришел, а семьи нет – погибла.

- Не писали разве?

- Многим не писали. Писали: эвакуировались, и все.

- Да, здесь как раз мешанина была… Бои сильные.

- Если еще это вынесет народ!..

- Уже вынес.

- Господи, воистину великий народ! – сказал пожилой врач с генеральскими погонами. – Знал эти слова, слышал, сам произносил… А чувствую смысл их только теперь. – И повторил негромко: - Великий народ.

… Поезд тронулся.

Николай поднял голову, посмотрел на эшелон… И увидел сквозь слезы: от вагонов к нему идет дядя Ваня. Идет со своим солдатским сидором…

…Поезд скрылся за поворотом. И только тут спохватился Николай:

- Иван, ты чего же?

- Да вижу… тебе, значит, как-то уж… это… вовсе худо…

- Тебе же долечиваться! В госпиталь!

- Успею. Вот провожу тебя, поживу с недельку…"

(Шукшин В.М. Иван Степанович (сценарий))

Можно так написать о Войне. О Человеке на Войне. А можно так, как написал гнида Войнович в "Иване Чонкине". "Чонкин" - это либеральная культура в чистом незамутненном её виде, она и остается главенствующей в РФ.

(продолжение следует)